Если вы наткнулись на эту статью, то скорее всего вы уже знаете, что такое товарный знак и зачем он вообще нужен бизнесу. Часто бывает так, что компания или фрилансер, который разрабатывает дизайн-концепцию и логотип упускают из виду один очень важный вопрос:
а сможет ли бизнес зарегистрировать предложенный логотип в качестве товарного знака?К счастью, некоторые дизайн-студии уже придумали проверять знаки у патентных поверенных прежде, чем закрыть сделку с клиентом. Если вы дизайн-студия и такой механизм у вас пока не налажен, то приглашаем вас к сотрудничеству с Marker.
Говоря простым языком, некоторые коммерческие обозначения нельзя зарегистрировать в качестве товарных знаков. И дело не только в (не)уникальности знака.
Вообще мы периодически предстаем в роли гонца, приносящего плохие новости. Лучше всего перешлите эту статью команде дизайнеров прежде, чем они разработают дизайн-концепцию. Очень грустно, когда после проработки дизайн-концепции и начала маркетинговой активности выясняется, что у коммерческого обозначения нет будущего.
В статье 1483 Гражданского Кодекса описаны основания для отказа в государственной регистрации товарного знака. Разберемся в этих основаниях, но простыми словами:1. Знак не обладает различительной способностью.
Пример: Бренд «Стулья и Пуфики» для вашего бизнеса по продаже лучших в мире пуфиков Роспатент не зарегистрирует.
2. Некоторые элементы коммерческого обозначения могут быть включены в товарный знак как неохраняемые, но при этом они не должны занимать доминирующего положения. Ну и естественно, что знак не может состоять из неохраняемых элементов полностью.
Пример: Элемент «Cтулья и Пуфики» может входить в ваш товарный знак, но товарный знак не может состоять только из этого. «Стулья и Пуфики» может быть составным элементом вашего знака, но его «неохраняемость» будет означать, что другие бренды смогут также включать данный элемент в свое коммерческое обозначение.
3. Гербы, флаги и прочие государственные символы.
Пример: Как бы вам не хотелось зарегистрировать государственный флаг Франции для вашего ресторана - так не выйдет.
4. Объекты, способные ввести в заблуждение.
Пример: Здесь все просто. Представим бренд, создающий изделия из серебра. Но создатели хотят с помощью своего коммерческого обозначение создать впечатление, будто изделия выполнены из белого золота. При этом они не скрывают тот факт, что изделия выполнены из серебра, верно описывают состав изделий, в целом, казалось бы никого не обманывают. Но акценты в коммерческом обозначении расставлены таким образом, что потенциальные ценители бренда могут быть введены в заблуждение.
5. Противоречие общественным интересам.
Иными словами, не перебарщивайте с хайпом.
6. Осторожнее с особо ценными объектами культурного наследия.
Пример: Хотя регистрация таких обозначений возможна с согласия правообладателя, заполучить согласие правообладателей на изображение Эрмитажа или Лувра будет крайне затруднительно.
7. Обозначения, представляющие собой или содержащие элементы, которые охраняются в соответствии с Международным договором в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с территории определенного государства.
Пример: Самая знаменитая позиция из данного блока - это, пожалуй, Шампань. Например, кофейня Шампань определенно потребует ребрендинга.
8. Осторожнее с наименованиями мест происхождения товаров.
Пример: Роспатент откажет в регистрации знака «Архыз». С перечнем НМПТ можно ознакомиться на
сайте Роспатента.
9. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, сходные до степени смешения или тождественные названию известного произведения науки, литературы или искусства без согласия правообладателя или же имени, псевдониму известного в Российской лица, без согласия этого лица или его наследника.
Пример: Вы фанат Гарри Поттера и планируете назвать свой ресторан «Хогвартс». Не забудьте получить согласие правообладателя, а еще читайте нашу
статью о самых интересных товарных знаках из легендарной вселенной Джоан Роулинг.