кадр из фильма “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”, 1979 г. реж. Игорь Масленников
Товарные знаки - это элементарно, Ватсон!
Образ знаменитого сыщика с Бейкер Стрит был много раз воплощен в книгах, фильмах, сериалах и даже компьютерных играх. В 2023 году закончился срок действия исключительных авторских прав на произведения о Шерлоке Холмсе, которые находились под управлением наследников Артура Конан Дойля.


Conan Doyle Estate (организация наследников писателя) владеет большим пакетом товарных знаков, которые она вполне успешно защищает в судах. В США до сих пор действуют авторские права на ряд рассказов, опубликованных в последние годы жизни, которые подпадают под специальное регулирование Закона США “Об авторском праве” 1976 года. В связи с окончанием срока действия исключительных прав появилось несколько громких дел по поводу использования всеми любимого персонажа, об одном из них мы сегодня и расскажем.

Итак, до 2023 года основным активом Conan Doyle Estate были исключительные авторские права. Организация регулярно выдает лицензии, в частности, с их разрешения на экранах появились Шерлоки Бенедикта Кэмбербэтча (2010), Роберта Дауни Младшего (2009 г.), Иэна Маккелена (2015). Однако с переходом наследия Конан Дойля в общественное достояние позиции компании серьезно пошатнулись.

Так в 2023 году в центре громкого дела оказался фильм Netflix “Энола Холмс”, основанный на книге young-adult писательницы Нэнси Спрингер о младшей сестре Шерлока. Conan Doyle Estate подали иск против автора книги, продюсера картины Legendary Pictures, дистрибьютора Netflix и даже против режиссера Гарри Брэдбира. Довольно странно, что наследники Конан Дойля не предпринимали никаких действий против самой писательницы, хотя ее книги были опубликованы еще в 2006 году, и в них использовались образы Шерлока и Майкрофта. А вот иск против Netflix и компании был подан сразу после анонса фильма.

Какие же аргументы используют юристы Conan Doyle Estate, чтобы запретить свободное использование образа английского сыщика? Они указывают, что образ Шерлока серьезно изменился в последних рассказах писателя (тех самых, на которые еще распространяется действие исключительных прав): из холодного и критичного в более доброго, человечного. Именно эти черты, по мнению юристов, эксплуатируются авторами книг и фильмов об Эноле Холмс. Ответчики, в свою очередь, указывают на явное злоупотребление правами со стороны Conan Doyle Estate, которое противоречит сути ограниченного срока защиты исключительных прав.
Помимо защиты через средства авторского права, наследники Конан Дойля указывают, что произведения об Эноле Холмс нарушают их права на товарные знаки “SHERLOCK HOLMES”, так как создают впечатление, что Conan Doyle Estate официально разрешила их использование. Этот аргумент, если бы был поддержан судом, привел бы к тому, что никакие производные произведения с использованием героя, находящегося в общественном достоянии, не могли бы создаваться. Компания явно выходит за допустимые пределы реализации исключительных прав. Товарный знак “SHERLOCK HOLMES” в сфере производства фильмов сейчас не охраняется. Однако стороны подписали мировое соглашение, поэтому мы не узнаем, как бы этот вопрос разрешил суд.

Интересно, что наследники писателя зарегистрировали этот товарный знак далеко не во всех классах МКТУ. Например, товарные знаки для алкогольной продукции, компьютеров и даже любимого атрибута сыщика - трубок зарегистрированы на компании, никак не связанные с Conan Doyle Estate.


Скандалы, интриги, расследования - всего этого полно в мире интеллектуальной собственности, поэтому следите за обновлениями в нашей Библиотеке брендов, где вскоре появится еще больше интересных историй. А чтобы регистрация ваших товарных знаков прошла гладко и без неприятных последствий - обращайтесь к команде ipmarker.


Изображение: кадр из фильма “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”, 1979 г. реж. Игорь Масленников