Активно и вполне успешно отстаивает свои исключительные права на шрифты Студия Артемия Лебедева, особенно много споров возникает по поводу их шрифта Klementina (например, в 2021 г. они выиграли
дело против компании “Агро-Альянс”, которая использовала шрифт на упаковках круп.) Дизайнеры защищаются именно через применение к шрифтам режима объекта авторских прав.
Давайте взглянем на шрифт с двух точек зрения: глазами бренда, который хочет использовать шрифт в своем логотипе и дизайнера, который такой шрифт разрабатывает.
Использование шрифта в составе комбинированного товарного знакаИтак, вы решили зарегистрировать товарный знак, состоящий из изображения и текста с названием бренда, обратились к дизайнеру за разработкой логотипа. На что следует обратить внимание на этом этапе?
- Даже если шрифт бесплатный, следует изучить условия лицензии, на основании которой правообладатель разрешает использование. Для многих доступных для скачивания шрифтов установлены ограничения на коммерческое использование.
Бесплатными в полном смысле этого слова (то есть теми, в лицензиях которых указано свободное коммерческое и некоммерческое использование) являются системные шрифты, установленные в персональных компьютерах, а также шрифты, распространяемые сервисом Google Fonts. Известные Arial, Times New Roman, и другие шрифты, которые хорошо знакомы всем пользователям ОС Windows.
- Есть несколько типов платных лицензий: Десктоп-лицензия (для воспроизведения шрифта на любых поверхностях - на бумаге, одежде, экране компьютера и пр.), Аудиовизуальная лицензия, Лицензия для использования шрифтов в видеоиграх, и так далее. Для использования шрифта в товарном знаке подходит лицензия Логотип, которая по сути является Десктопной, которая дополнена возможностью использовать шрифт в своем товарном знаке.
Бренду необходимо обязательно уточнить у дизайнера, на основании какой лицензии он использовал шрифт. Как правило, вам придется приобретать свою собственную Логотип-лицензию на шрифт, чтобы избежать претензий со стороны правообладателя. Также в договоре с дизайнером можно предусмотреть условие о том, что ответственность за незаконное использование чужих объектов интеллектуальных прав остается на исполнителе. В таком случае вы сможете потребовать компенсации от дизайнера, если получите претензию от правообладателя.
Интересным примером в этом контексте является спор между голландским дизайнером Петером Билаком (шрифтовая компания Typotheque) и Сбербанком России об использовании шрифта Fedra в рекламной кампании банка в 2010 году. Отвечавшие за кампанию агентства Fitch и McCann-Erickson заранее купили в общей сумме четыре десктоп-лицензии, а сам банк — ни одной, что, по мнению специалистов, было явно недостаточно для организации такой крупной кампании по всей России. В итоге банк дополнительно приобрел 75 десктоп-лицензий на шрифтовой файл — и конфликт не дошел до суда.