Шрифты и товарные знаки: взболтать, но не смешивать?
Шрифт - один из основных инструментов дизайнера при разработке логотипа для бренда. Однако его использование может make or break регистрацию такого дизайна в качестве товарного знака.

Шрифты представляют собой нетипичный объект интеллектуальных прав: разработчик вряд ли сможет извлечь серьезную прибыль, если будет использовать шрифт самостоятельно. Основной доход генерируется именно от предоставления различных типов лицензий, а любое нарушение - серьезная угроза прибыли автора.

При этом не для всех очевидно, что шрифт может являться самостоятельным объектом интеллектуальных прав: казалось бы, буквы используются одинаковые - что тут защищать? Зачастую дизайнеры и бренды упускают из вида, что внешний вид букв тоже может быть результатом творческой деятельности, который безусловно подлежит охране (шрифт прямо не поименован в качестве объекта авторских прав в ст. 1259 ГК РФ, но, как мы помним, перечень открыт). Обнаружить нарушения можно везде: на упаковке гречки в супермаркете, на рекламном щите или в заявке на регистрацию товарного знака.
Активно и вполне успешно отстаивает свои исключительные права на шрифты Студия Артемия Лебедева, особенно много споров возникает по поводу их шрифта Klementina (например, в 2021 г. они выиграли дело против компании “Агро-Альянс”, которая использовала шрифт на упаковках круп.) Дизайнеры защищаются именно через применение к шрифтам режима объекта авторских прав.

Давайте взглянем на шрифт с двух точек зрения: глазами бренда, который хочет использовать шрифт в своем логотипе и дизайнера, который такой шрифт разрабатывает.

Использование шрифта в составе комбинированного товарного знака
Итак, вы решили зарегистрировать товарный знак, состоящий из изображения и текста с названием бренда, обратились к дизайнеру за разработкой логотипа. На что следует обратить внимание на этом этапе?

  • Даже если шрифт бесплатный, следует изучить условия лицензии, на основании которой правообладатель разрешает использование. Для многих доступных для скачивания шрифтов установлены ограничения на коммерческое использование.
Бесплатными в полном смысле этого слова (то есть теми, в лицензиях которых указано свободное коммерческое и некоммерческое использование) являются системные шрифты, установленные в персональных компьютерах, а также шрифты, распространяемые сервисом Google Fonts. Известные Arial, Times New Roman, и другие шрифты, которые хорошо знакомы всем пользователям ОС Windows.

  • Есть несколько типов платных лицензий: Десктоп-лицензия (для воспроизведения шрифта на любых поверхностях - на бумаге, одежде, экране компьютера и пр.), Аудиовизуальная лицензия, Лицензия для использования шрифтов в видеоиграх, и так далее. Для использования шрифта в товарном знаке подходит лицензия Логотип, которая по сути является Десктопной, которая дополнена возможностью использовать шрифт в своем товарном знаке.
Бренду необходимо обязательно уточнить у дизайнера, на основании какой лицензии он использовал шрифт. Как правило, вам придется приобретать свою собственную Логотип-лицензию на шрифт, чтобы избежать претензий со стороны правообладателя. Также в договоре с дизайнером можно предусмотреть условие о том, что ответственность за незаконное использование чужих объектов интеллектуальных прав остается на исполнителе. В таком случае вы сможете потребовать компенсации от дизайнера, если получите претензию от правообладателя.

Интересным примером в этом контексте является спор между голландским дизайнером Петером Билаком (шрифтовая компания Typotheque) и Сбербанком России об использовании шрифта Fedra в рекламной кампании банка в 2010 году. Отвечавшие за кампанию агентства Fitch и McCann-Erickson заранее купили в общей сумме четыре десктоп-лицензии, а сам банк — ни одной, что, по мнению специалистов, было явно недостаточно для организации такой крупной кампании по всей России. В итоге банк дополнительно приобрел 75 десктоп-лицензий на шрифтовой файл — и конфликт не дошел до суда.
Исключительные права на шрифт: спорные подходы
В арсенале дизайнера есть несколько способов защитить свои права на шрифт. В момент создания он автоматически становится объектом авторского права (такой подход был выработан в Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 9 июня 2018 г. N С01-306/2018 по делу N А05-10426/2017 и широко используется в российских судах).

Однако в мировой практике нет устоявшейся точки зрения по вопросу охраноспособности шрифтов. Так в США шрифт не признается объектом авторского права, не регистрируется в качестве товарного знака, основной способ охраны - через режим исключительных прав на программы для ЭВМ. Американские юристы указывают, что шрифт неотделим от своего носителя - буквы, его невозможно “охарактеризовать отдельно от его практических аспектов” (The 1976 Copyright Act), поэтому такой элемент не подлежит самостоятельной защите.

Итак, регистрировать товарный знак с использованием оригинального шрифта следует осторожно. Иначе можно получить претензию от правообладателя и придется выплатить ему существенную компенсацию. В первую очередь необходимо обращать внимание на условия лицензии, по которой вы скачиваете шрифт.

Если же вы не готовы тратить время и силы на взаимодействие с правообладателями - обратитесь в команду ipmarker, которая внимательно проследит, чтобы ваша заявка не нарушала права третьих лиц и успешно прошла процедуру регистрации.