Объекты авторского права в товарных знаках: как не споткнуться на ровном месте

Одной из основных особенностей права интеллектуальной собственности является то, что один и тот же объект (например, графическое изображение) может защищаться различными инструментами (как объект авторского права, регистрацией в качестве товарного знака или промышленного образца). Обилие инструментов защиты на руку правообладателю, однако оно может стать препятствием для вас (предпринимателей) при использовании таких объектов в коммерческой деятельности.

Давайте разберемся в терминах. Есть несколько составляющих авторских прав:
  • личные неимущественные: например, право автора на имя, на псевдоним;
  • имущественные (исключительные): права на воспроизведение, распространение, переработку произведения;
  • иные: право доступа.

Все эти права возникают в момент создания произведения и изначально находятся у лица, чьим творческим трудом оно создано (художник, дизайнер). Для того, чтобы использовать такое произведение в своем товарном знаке, вам необходимо получить согласие правообладателя или в договорном порядке приобрести исключительные права на произведение.

Сделать это можно двумя способами:
  • Лицензионный договор. На основании лицензии вы приобретаете право использовать объект (дизайн) в разрешенных пределах. Необходимо очень внимательно составлять перечень способов использования, ведь малейшее отступление будет считаться нарушением авторских прав.
  • Договор отчуждения. По этому договору к вам перейдут все исключительные права на произведение. Как правило, приобретение исключительных прав более затратно, но в то же время предоставляет вам большую защиту. Например, договор отчуждения следует заключить с дизайнером, который разрабатывает для вас фирменный стиль, логотип, слоган и т.д. Вы явно не заинтересованы в том, чтобы по истечению договора дизайнер мог предоставить право использования этих разработок другому лицу.

Пересечение правовых режимов авторского права и товарного знака в отсутствие согласия автора приводит к тому, что Роспатент часто отказывает в регистрации или аннулирует уже зарегистрированный товарный знак по обращению правообладателя.
Пример:
Частым “гостем” заседаний Суда по интеллектуальным правам становится медвежонок Винни-Пух. Исключительные права на аудиовизуальный образ медвежонка принадлежат киностудии “Союзмультфильм”. Роспатент уверенно отказывает в регистрации товарных знаков с использованием изображения Винни-Пуха, который является произведением творческого труда сценариста, художника, аниматора, актера и других лиц, а Суд по интеллектуальным правам поддерживает ведомство.

В соответствии с пп. 1 п. 9 ст. 1483 Гражданского кодекса, не допускается регистрация в качестве товарного знака обозначения, тождественного произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя. Кто-то может возразить, что закон не предусматривает обязанность Роспатента проверять наличие согласия правообладателя или потребовать лицензионный договор. Однако будем помнить, что никто не мешает правообладателю обратится в Роспатент и заявить о нарушении. Лишиться своего товарного знака после того, как была начата коммерческая деятельность - точно не самая приятная новость.

Чтобы не допустить таких препятствий в вашей деятельности, обязательно получите согласие правообладателя на использование его произведения или заключите с ним лицензионный договор/договор об отчуждении. Если вы все же сомневаетесь в том, как использовать произведение в своем товарном знаке - обращайтесь к заботливой команде ipmarker, и мы с радостью поможем вам!